Skip to main content
8 навыков успешного инструктораБезопасность в детском бассейне

Безопасность на занятиях по раннему плаванию: как предотвратить риски и создать доверительную среду  

Безопасность — краеугольный камень профессионализма тренера по раннему плаванию. Этот навык не только защищает детей от травм, но и формирует доверие родителей, что напрямую влияет на наполняемость групп и репутацию бассейна. В рамках системы 8 ключевых навыков эффективного инструктора по плаванию безопасность тесно связана с умением обучать плавательным навыкам детей разных возрастов, применять игровой подход и мотивировать клиентов. В этой статье мы разберем, как овладеть этим навыком и интегрировать его в ежедневную практику.

Три основных направления организации безопасности в детском бассейне

1. Подбор упражнений  и игр в воде должен осуществляться строго в соответствии с возрастом и опытом ребенка, с учетом физиологических особенностей

Каждое упражнение должно соответствовать физиологическим и психологическим возможностям ребенка:

  • Груднички (0–1 год):
    •   Запрещено: Резкие погружения и ныряния, нефизиологичные упражнения, использование кругов для шеи.
    •   Рекомендовано: Плавные покачивания, рефлекторное ныряние (2–3 секунды) после предварительной подготовки ребенка, пассивная и плавная гимнастика в воде.
    •  Пример: Упражнение «Змейка на спине» выполняется с поддержкой под затылок и таз для исключения нагрузки на позвоночник.
  • Ранний возраст (1–3 года):
    •   Запрещено: Прыжки с бортика или с лестницы, длительные задержки дыхания.
    •   Рекомендовано: Игры у бортика («Достань игрушку»), дыхательные упражнения («Пузыри ртом»).
  • Дошкольники (3–7 лет):
      •   Запрещено: Силовые нагрузки на суставы, форсирование техник.
      •   Рекомендовано: Эстафеты с элементами скольжения, игры на координацию («Собери кольца»).

Принцип «Не навреди»: физиология как основа безопасности. Безопасность — это не только отсутствие травм, но и забота о гармоничном развитии ребенка.  

Ошибка новичка: Использование упражнений для школьников в работе с грудничками (например, попытки обучить кролю).

Также на занятиях по плаванию для ребенка важен психоэмоциональный комфорт

  • Отказ от давления: если ребенок плачет, замените упражнение на тактильную игру.
  • Используйте позитивные формулировки: «Давай попробуем еще раз вместе» вместо «Ты должен это сделать».

Исследование: Дети, которых не принуждали к нырянию до 1.5 лет, на 30% быстрее осваивали базовые навыки в 3 года.

2. Умение оказать первую доврачебную помощь

Инструктор должен знать:

Алгоритмы действий при ЧП:

  •   Попадание воды в дыхательные пути: Прием Геймлиха для детей до года, боковое положение для откашливания.
  •   Судороги или потеря сознания: Фиксация в безопасном положении, вызов скорой.

Работа с аптечкой:

  •   Обработка ссадин антисептиком, наложение стерильной повязки.
  •   Использование термопленки для профилактики переохлаждения.

Практика: Регулярные тренинги c отработкой всех движений на кукле — обязательная часть курсов школы «Дельфин Непоседа».

3. Соблюдение правил поведения и эксплуатации бассейна и инвентаря

Инвентарь:

  •   Ежедневная проверка нудлсов, досок, игрушек на целостность.
  •   Запрет на использование скользких ковриков без фиксации.
  •   Заход в воду только с использованием лестницы бассейна.
  •   Соблюдение запрета на бег и прыжки в воду с борта бассейна.
  •   Запрет на работу с детьми в близи скиммеров и форсунок бассейна

Гигиена:

  •   Контроль температуры воды (32–34°C для грудничков).
  •   Прием душа перед бассейном
  •   Регулярная очистка бассейна, обработка игрушек дезинфицирующими средствами.

Пример: В бассейнах «Дельфин Непоседа» вода проходит трехступенчатую очистку, а анализы Роспотребнадзора проводятся каждые 2 недели.

Безопасность как часть системы 8 навыков эффективного тренера по детскому плаванию

Безопасность усиливает другие компетенции инструктора:

1. Обучение разным возрастам: Знание физиологии исключает неадекватные нагрузки.

2. Игровой подход: Безопасные игры («Спасение утенка») сочетают обучение и эмоциональную разгрузку.

3. Общение с родителями: Объяснение мер безопасности повышает доверие.

4. Мотивация: Ребенок, чувствующий себя защищенным, охотнее выполняет задания.

5. Оздоровительное плавание: Корректные нагрузки укрепляют организм, а не вредят.

Пример: Нарушение принципа «не навреди» (например, форсирование ныряния) ведет к страху воды и потере клиентов.

Как освоить навык безопасного проведения занятий по плаванию в бассейне для детей?

Центр развития раннего плавания «Дельфин Непоседа» предлагает:

  1. Прежде всего необходимо освоить и понимать физиологию и принципы построения занятий для каждого возраста, об этом мы рассказываем на наших базовых курсах для тренера по плаванию.
  2. Также почти все наши курсы включают раздел по безопасности и оказанию первой доврачебной помощи с обязательной отработкой навыков на кукле и проверкой видео нашим куратором.
  3. Также мы рекомендуем каждому тренеру по плаванию и руководителю детского бассейна пройти: Курс «Оказание первой помощи в детском бассейне»
  4. Внедрить чек-листы:
    • Ежедневный аудит инвентаря и состояния воды.
    • Шаблоны для отслеживания прогресса ребенка.
  5. Использовать готовые решения:

Безопасность — это не навык, а стиль работы, который объединяет все 8 элементов профессионализма. Освойте этот навык через курсы и пособия «Дельфин Непоседа», внедрите чек-листы и работайте осознанно — тогда ваши занятия станут эталоном качества, а родители будут рекомендовать вас как эксперта.

 

0:00
0:00